«

»

Янв 18

Методика обучения сотрудников учреждений здравоохранения по вопросам использования информационных систем

Авторы: Данилова Л.В., Борщук Е.Л.
Оренбургская государственная медицинская академия, г.Оренбур

В настоящее время в рамках модернизации здравоохранения в Российской Федерации реализуется программа информатизации медицинских учреждений. С первого февраля 2011 года в трудовой договор при приеме на работу в учреждения здравоохранения оренбургской области должен быть включен пункт о наличии общих навыков работы с персональным компьютером ПК. В то же время консерватизм врачей не позволял глубоко внедриться компьютерам в повседневную практику.(Аладышев А.В., Субботин Е.А., 2008г.). В рамках этих процессов встал вопрос о том, что практически все медицинские работники (особенно в первичном звене) должны уметь использовать медицинские технологии в своей профессиональной работе. Однако в связи с малой оплатой труда и нехваткой кадров в медицинских учреждениях не принимать на работу человека, не умеющего работать на ПК, нецелесообразно.

Предметом настоящего рассмотрения является приобретение навыков работы с медицинскими информационными системами. Данная тема представляет особую актуальность в виду того, что в медицинских учреждениях г.Оренбурга и области с 2002 года реализуется медицинская информационная систем (МИС) «Антибиотик+», и за этом время накоплен большой опыт по обучению медицинских работников её использованию.

Для освоения системы требуются общие навыки работы с ПК. При обучении медицинских работников использованию МИС в своей деятельности, обучающие столкнулись со следующей проблемой: 80% медиков – пользователей компьютеров применяют ПК исключительно в качестве печатной машинки, а именно каждый раз заново набирали похожие тексты, не использовали функцию создания шаблонов; не пользовались справочниками. В данной работе предлагается методика обучения медицинских работников использованию в своей профессиональной деятельности МИС «Антибиотик+».

Обучение должно быть этапным, чтобы пользователи могли закрепить свои навыки, для этого информационная система разбивается на модули. Каждый из которых отрабатывается отдельно. После освоения всех модулей проводится раз в месяц семинар, тема которого задается заранее: высылается информационной письмо руководителям учреждений с просьбой подготовить вопросы и предложения по данной теме, а также по поводу планирования будущего семинара. После каждого семинара проводится оценочное тестирование на знание программы и её практическому применению. Разработаны три типа критерия оценки: скорость работы, знание программы, понимание программы. Скорость работы проверяется при выполнении следующих заданий — заполнение перечня документов за установленное время. Для врачей — это осмотр пациента, включающий: параметрию, начало осмотра, жалобы, анамнезы, объективный осмотр, диагнозы, назначения лекарственных средств, окончание осмотра; внесение нового пациента в базу данных БД. Для регистраторов: регистрация вызова на дом, запись пациента на прием, внесение нового пациента в БД; и др. Знания программы проверяется умением ориентироваться в программе и её настройках. Для врачей — работа со справочниками; внесение в БД пациентов, осмотры (первичный\повторный), направления и справки; план прививок; для регистраторов -работа со справочниками, внесение в БД пациентов, печать статистических талонов, запись пациентов на прием, регистрация вызовов на дом; и др. Понимание программы: ориентация в окнах программы; умение находить нужные элементы; способность к самообучению.

Так, в качестве примера приведем задание для проверки навыков освоения программы «Антибиотик+»: заполнить документ «Осмотр» (описать жалобы пациента, анамнез жизни, сделать объективный осмотр, назначить ОАК и ОАМ, поставить основной и сопутствующий диагнозы, указать группу здоровья пациента, назначить лечение и рекомендации). Каждое лечебно-профилактическое учреждение может устанавливать свои нормативы по результатам заданий и предлагать свои варианты проверки. Результаты оценочного тестирования передаются заведующим отделений. В конце года проводится анализ результатов семинарского обучения, делается вывод по проведенным тестированиям с определением «слабых мест» и на основе этого разрабатывается план на следующий год. План обучения прилагается к договору аренды программного комплекса «Антибиотик+». В стоимость аренды входит полный курс обучения МИС «Антибиотик+», а также ежемесячные корректирующие семинары, обеспечивающие непрерывное обучение и совершенствование работы с МИС. Вся информация (графики обучения, обновление программы, и др.), касающаяся программного комплекса размещена на сайте
www.antibiotic-plus.ru

Немаловажным аспектом является стимулирование медицинских работников к приобретение навыков работы с МИС. Необходимо сообщать им следующую информацию: эффективность использования МИС заключается в сокращении времени выполнения рутинной работы, в улучшении наглядности информации (возможность проведения анализа динамики важных физиологических показателей человеческого организма, например, артериальное давление, температура тела), в связи с этим уменьшение количества врачебных ошибок, т.е. повышение качество медицинского обслуживания.

Основным камнем преткновения является низкий базовый уровень владения ПК. Для того, чтобы не отставать от научно-технического прогресса (по-мнению многих ученых образование должно его опережать) необходимо выпускать специалистов уже готовых к использованию в своей работе типовых МИС, что достигается внедрением в практику додипломного обучению специалистов обязательному приобретению навыков работы с медицинской информационной системой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>