«

»

Сен 02

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Авторы: Есауленко И.Э., Зуйкова А.А., Петрова Т.Н.

Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко,
г. Воронеж

Проблема здоровья студентов является особенно актуальной в характерных для текущего периода сложных социальных и экономических условиях. Современная молодежь является резервом высококвалифицированных специалистов для различных отраслей экономики нашей страны, определяющим трудовой, оборонительный потенциал в ближайшие годы, воспроизводство и, соответственно, здоровье будущих поколений.

Вместе с тем, студенчество можно отнести к группе повышенного риска, так как условия современной жизни ведут к тому, что студенты в период обучения в высшей школе испытывают воздействие целого комплекса средовых факторов, негативно влияющих на состояние их физического, психического и репродуктивного здоровья. Реформирование образовательной системы высшей школы, интенсификация учебной деятельности, переход от традиционной организации учебного процесса к инновационным технологиям существенным образом повышают требования к состоянию здоровья студентов. Не последнюю роль играют постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, информационный стресс, недостаточная материальная обеспеченность, необходимость совмещать учебу с работой, частые нарушения режима труда, отдыха и питания. Ситуация обостряется в связи с возрастающей популярностью в молодежной среде привлекательности различных видов нефизической деятельности и с ростом вредных привычек, таких, как курение, потребление алкоголя, наркотических и психоактивных веществ.

Проблема охраны здоровья студенческой молодежи является одной из наиболее трудных и приоритетных задач. Вместе с тем, следует признать, что профилактическое звено до настоящего времени, несмотря на принятые нормативные правовые акты, еще далеко от совершенства. В настоящее время назрела необходимость создания единой системы медицинской профилактики, направленной на снижение рисков асоциального поведения и формирование здорового образа жизни в молодежной среде. Но, как известно, начинать необходимо с собственного примера.

2010 год в этом отношении оказался очень важным для ВГМА им. Н.Н. Бурденко. В этом году было принято важное решение о запуске большой социальной программы по формированию здорового образа жизни у студентов и сотрудников академии.

В процессе реализации программы, в Воронежской медицинской академии накоплен практический опыт по введению в содержание образовательного процесса основных вопросов профессиональной направленности, ориентированной на развитие профессиональных интересов, общественно-значимых качеств, с формированием ответственного отношения студентов к своему здоровью и здоровью своих близких. Это обстоятельство является чрезвычайно важным, поскольку в нашем случае это выпускники, которые несут ответственность не только за свое, но и общественное здоровье.

В этой связи, следует создавать такие технологические модели воспитания культуры здорового образа жизни, которые существенно изменили бы проблемную ситуацию. Одной из таких моделей могли бы стать студенческие центры здоровья, но, к сожалению, деятельность даже небольшого количества имеющихся в г. Воронеж центров ориентирована на решение утилитарных задач здоровья и физической подготовки. Известно, что попытки реанимировать физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую деятельность старыми организационными формами, как правило, не дают желаемых результатов, это явление можно отнести и к различного рода оздоровительным программам.

Разработанная и предложенная нами модель научно-образовательного и консультативно-оздоровительного академического центра здоровья студентов, положения, структура и формы организационной деятельности – это совершенно новый технологический механизм реализации образовательных и оздоровительных программ, направленных на формирование здорового образа жизни и проведение научных исследований в данном направлении. Перспективный план реализации проекта, предусматривает сочетание всех форм организационно-педагогической деятельности. Кроме того, деятельность центра ориентирована на расширение практических возможностей учащихся академии, позволяющей на практике реализовать программы по формированию здорового образа жизни, в том числе и с участием самих студентов.

Таким образом, в основе концепции организации Центра лежат три связующих принципа повышения качества лечебно-профилактической работы в молодежной среде:

— скоординированный межотраслевой подход к профилактике и укреплению здоровья учащейся молодежи г.Воронеж;
— комплексный подход к коммуникации и образованию студентов по сохранению и укреплению здоровья на индивидуальном, семейном и популяционном уровнях;
— научное сопровождение проекта, разработка концепции и определение приоритетов государственной стратегии формирования здорового образа жизни населения.

Таким образом, реализуется основная позиция медицинской профориентации с формированием у студенческой молодежи готовности совершить правильный выбор профессионального будущего, из которого складывается профессиональная и жизненная перспектива.

В этой связи, работу центра планируется построить на основе использования современных технологий, позволяющих оперативно осуществлять оценку, прогноз и коррекцию текущего состояния человека с учетом его индивидуальных особенностей (физиологических, психологических, социальных и т.д.).

Большим подспорьем в реализации проекта стал плавательный бассейн и тренажерные залы. Занятия в них проводятся под наблюдением преподавателей специализированных кафедр.

Многочисленные исследования подтверждают существенную экономическую выгоду таких программ не только на региональном, но и на государственном уровне.

В этой связи, приоритетами осуществления главной цели проекта являются:

— разработка национальной политики формирования здорового образа жизни населения;
— создание социальных условий для сохранения и укрепления здоровья;
— содействие здоровому образу жизни;
— реформирование системы здравоохранения с ориентацией на первичную профилактику и укрепление здоровья на уровне первичной медико-санитарной помощи.

Таким образом, необходимо отметить, что при полном становлении функциональной деятельности подобного центра на базе Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко, обеспечение его научными и медицинскими кадрами, диагностическим и компьютерным оборудованием, научно-методической литературой, программным обеспечением и соответствующей оздоровительной материальной базой они могут стать региональными научно-образовательными и консультативно-оздоровительными центрами здорового образа жизни не только студенческой молодежи, но и всего населения региона. Но, а с точки зрения организации подобной медико-профилактической подструктуры в нашем высшем профессиональном учебном заведении мы рассчитываем решить сложнейшую задачу по сохранению и укреплению здоровья учащейся молодежи, поскольку и по своим профессиональным и физическим качествам выпускник должен быть востребованным на рынке труда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>